Пока клапан рециркуляции отработавших газов находится в рабочем состоянии, большинство водителей вообще не беспокоятся о нем.
Только когда автомобиль начинает вести себя странно и двигатель дает нам намного меньше мощности, чем должен, мы вспоминаем, что это один из основных симптомов неисправности клапана EGR. Проблема в том, что повреждение этого элемента может иметь и совершенно противоположные последствия.
Когда можно очистить поврежденный клапан системы рециркуляции ОГ и когда только заменить его новым?
Мы очень хорошо знаем, что для некоторых из вас это одна из самых ненавистных частей автомобиля, собранная «вероятно, только для того, чтобы унизить плохого водителя». На самом деле, этот клапан может раздражать, и некоторые производители автомобилей усложняют нашу жизнь, создавая клапаны системы рециркуляции отработавших газов в сочетании с дроссельной заслонкой, что еще больше увеличивает расходы на техническое обслуживание автомобиля.
Отказ клапана, даже если он вызван только засорением (безусловно, самая распространенная причина, по которой система EGR перестает работать), на современных (неразборных) клапанах с электронным управлением может означать, что деталь должна быть полностью заменена. В случае клапанов с пневматическим управлением очистка клапана возможна, и степень сложности этой операции зависит в основном от конструкции автомобиля и степени загрязнения системы рециркуляции отработавших газов.
Каковы эффекты блокировки клапана рециркуляции ОГ в открытом положении?
Причин выхода из строя клапана рециркуляции ОГ может быть несколько, но наиболее частая неисправность — это нагар, накапливающийся в этой части в результате повседневного использования. Этот нагар оседает в клапане и под воздействием температуры дополнительно затвердевает, иногда образуя массу, которую трудно удалить. Эта масса обычно приводит к блокировке клапана в открытом положении, что, в свою очередь, оказывает заметное влияние на работу двигателя. Как?
Правильно функционирующий клапан EGR открывается в определенных ситуациях и выпускает определенную часть выхлопных газов в камеру сгорания. Эти выхлопные газы понижают температуру в двигателе, уменьшая при этом количество вредных соединений, производимых автомобилем, в основном соединений азота. Если двигателю требуется больше мощности, клапан остается закрытым, чтобы его не тревожили. Однако, если нагар заблокирует клапан в открытом положении, двигатель будет постоянно переполняться выхлопными газами и, следовательно, не сможет достичь ожидаемой мощности. В таких условиях машина становится слабее, двигатель давится, а иногда даже гаснет.
Дополнительным, легко заметным признаком неисправности клапана EGR является сильный дым из выхлопной трубы. Это прямой результат низкой температуры в камере сгорания (которая постоянно понижается выхлопными газами), что, в свою очередь, приводит к неправильному сгоранию и образованию большого количества твердых частиц. Особенно остро эта проблема стоит для автомобилей с дизельными двигателями.
Как двигатель реагирует на блокировку клапана рециркуляции ОГ в закрытом положении?
Второй тип отказа, который возникает из-за заблокированного клапана рециркуляции отработавших газов, — это застревание в закрытом положении. Что тогда? Вроде бы все отлично, а то и лучше. Двигатель отключен от выхлопных газов, которые его подавляют, и в любой момент может достичь любой мощности. Поэтому этот сбой очень трудно заметить и распознать. Только самые опытные водители могут указать на то, что что-то не так. Возможно, кто-то из вас заметит определенное повышение температуры двигателя по сравнению с предыдущими месяцами, а возможно, вы также заметите увеличение количества потребляемого топлива, которое трудно объяснить. Однако эти симптомы не будут достаточно четкими, чтобы их можно было сразу увидеть. Означает ли это, что с таким поврежденным клапаном рециркуляции ОГ можно продолжать движение, как ни в чем не бывало?
Ничего из этого! Помните, что, сознательно производя повышенное количество оксидов азота, вы отравляете себя и всех вокруг. И последствия этого даже нельзя сравнить с такой мелочью, как отказ клапана EGR.